2 декабря 2025 года во Владивостоке прошёл Дальневосточный международный форум «Экспортный потенциал Приморья-2025». Площадка стала точкой сборки для региональной власти, таможни, бизнеса и зарубежных партнёров из Китая, Беларуси и стран Азии — тех, кто уже сегодня формирует новый экспортный контур Приморья и всей российской «витрины на Тихий океан».
Губернатор Приморского края в своём выступлении подчеркнул: регион уже сегодня взаимодействует более чем со 100 странами мира, а товарооборот продолжает расти — только за последний год он увеличился ещё на 10 % по сравнению с уровнем 2024 года.
Ключевое преимущество Приморья — география. В радиусе тысячи километров от Владивостока проживает свыше 500 миллионов человек: это Северо-Восточный Китай, Корея, Япония, страны АТР. Фактически край становится естественным «мостом» между российскими производителями и рынками Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отдельный акцент сделан на модернизации инфраструктуры и пропускных пунктов. Уже сейчас идёт масштабное обновление дорожной сети и пограничных переходов, в ближайшие годы планируется существенное расширение пропускной способности пунктов пропуска и транспортных коридоров. Это позволит кратно увеличить и грузопотоки, и пассажиропотоки через границу.

Китайский вектор: от политического диалога к росту экспорта
Генеральный консул КНР во Владивостоке напомнил: в 2025 году исполнилось 76 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. За этот срок связи двух стран превратились в «прочные и нерушимые», а майские и сентябрьские визиты лидеров государств задали высокий вектор дальнейшего развития двусторонних отношений.
Стороны договорились:
- содействовать стабильному росту взаимного товарооборота;
- оптимизировать его структуру;
- расширять сотрудничество в торгово-экономической сфере, включая высокотехнологичные отрасли.
Отдельно отмечен потенциал российских продуктов питания и сельхозтоваров на рынке КНР: они уже стали одной из ключевых статей российского экспорта в Китай и имеют значительный запас роста. На недавней Китайской международной выставке импортных товаров и услуг бренд «Сделано в России» был представлен 78 компаниями в пяти секторах — от продовольствия до информационных технологий и медицинских услуг.
Для Приморья это особенно важно: местные морепродукты, древесина, продукция АПК и переработки востребованы китайскими партнёрами и могут расширить своё присутствие на рынке КНР за счёт продвижения именно через дальневосточный коридор. Генконсульство КНР во Владивостоке обозначило свою роль как «моста», который соединяет качественную продукцию, сделанную в Приморье, с китайскими покупателями и инвесторами.
Логистика и расчёты: бизнес учится работать в новых условиях
О системной перестройке экспортных потоков говорил представитель Торгово-промышленной палаты. За последние годы структура внешней торговли изменилась под давлением внешних факторов: регион переориентировал значительную часть экспорта на страны ШОС, БРИКС и АСЕАН, активнее работает с рынками Юго-Восточной Азии.
Ключевые тезисы:
- Новые маршруты FESCO. С 2023 года транспортная группа FESCO выстроила ряд новых линий: сервис Владивосток–Вьетнам, который раньше ходил раз в месяц, теперь стал еженедельным; запущены контейнерные маршруты через крупные азиатские хабы.
- Контроль над логистикой. Приморские игроки стремятся «перехватить инициативу» в управлении цепочками поставок и не отдавать этот сегмент полностью азиатским партнёрам.
- Расчёты в нацвалютах. Возросла доля расчётов в национальных валютах с использованием альтернативных платёжных механизмов — тренд, который будет усиливаться.
Однако, несмотря на прогресс, проблем остаётся немало:
- высокая концентрация экспорта на узкой группе международных партнёров — это усиливает зависимость от колебаний их экономической политики и повышает их переговорную силу;
- отрицательный торговый баланс по ряду направлений, включая торговлю с Китаем — дополнительный вызов региону;
- рост внутренних издержек — от стоимости ресурсов до тарифов на железнодорожные перевозки, что особенно болезненно для товаров глубокой переработки.
Опрос предпринимателей, проведённый ТПП, показал: на первом месте среди барьеров — не столько сама возможность проведения платежей за рубеж, сколько поиск надёжного платёжного агента и стоимость услуг. Если ранее сервис был практически бесплатным, то сегодня комиссии достигали 3–7 %, сейчас постепенно снижаются до 2–3 % за счёт появления новых финансовых игроков. На втором месте — опасения контрагентов из-за риска вторичных санкций, на третьем — логистика. Новый фактор, о котором раньше почти не говорили, — дефицит инструментов страхования рисков и компетентных специалистов по ВЭД и управлению цепочками поставок.
На государственном уровне уже запущена комплексная программа подготовки кадров во внешнеэкономической сфере до 2030 года. Планируется разработать десятки учебно-методических комплексов и переобучить тысячи предприятий, в том числе через целевое обучение специалистов по экспорту.

Цифровая таможня: 91 % деклараций — за 4 часа
О том, как меняется «узкое горлышко» при пересечении границы, рассказал представитель таможенной службы. По данным Восточного таможенного управления, за 10 месяцев оформлено более 46 тысяч экспортных деклараций — это на 7 % меньше по количеству, но при этом увеличился физический объём товаров и их общая стоимость, которая приблизилась к 7 млрд долларов.
Главное — скорость и цифровизация:
- Средний срок выпуска экспортных товаров — чуть больше 5 часов.
- 91 % деклараций оформляется в течение 4 часов.
- Внедрены технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций, которые работают независимо от графика таможенных органов.
Более 90 % экспортных деклараций подаются и обрабатываются в электронном виде. Для участников ВЭД создан «личный кабинет» с набором востребованных сервисов — в том числе автоматическим подтверждением факта вывоза товара, необходимым для налоговых органов при возмещении НДС.
Особое значение для бизнеса с Китаем имеют совместные проекты с Главным таможенным управлением КНР:
- реализуется пилотный проект, в рамках которого для участников минимизируются формы таможенного контроля, что сокращает сроки оформления и снижает издержки;
- действует соглашение о взаимном признании статусов уполномоченных экономических операторов, что также позволяет снижать объём проверок по обе стороны границы.
Через дальневосточные пункты пропуска уже проходит свыше 50 млн тонн экспортных товаров, основной объём — по морю и железной дороге; по обеим составляющим фиксируется двузначный рост. Для дальнейшего расширения нужна модернизация портов, терминалов и сухопортов — эта тема стала одной из ключевых в дискуссии.
Дополнительные возможности для инвесторов создают территории опережающего развития и режим Свободного порта Владивосток, где действует таможенная процедура свободной таможенной зоны. Резиденты могут завозить иностранное оборудование и сырьё на льготных условиях, упрощён порядок таможенного контроля при перемещении товаров через границу участка.
Туризм, мёд и медицина: рост экспорта услуг
Форум показал, что экспортный потенциал Приморья — это не только сырьё и промышленная продукция, но и услуги.
Среди приоритетных направлений, обозначенных губернатором:
- экспорт экологически чистых продуктов, в первую очередь приморского мёда. Уже готовится создание «домов мёда» в городах Китая, где будет рассказываться о регионах происхождения продукции, технологиях производства и предлагаться дегустация;
- запуск сети торговых агентов Приморья в ОАЭ, Казахстане, Вьетнаме, Таиланде, Малайзии и других странах;
- туризм как драйвер роста: безвизовый режим между Россией и КНР открывает новые возможности для двустороннего туристического обмена, а Владивосток делает ставку на архитектурное наследие, гастрономию и культурные проекты — от разноформатных кафе до филиала Мариинского театра;
- развитие медицинского туризма: планируется увеличить объём экспортируемых медицинских услуг почти на 47 %, российские клиники Дальнего Востока уже вызывают интерес у соседей.
Для качественной работы с иностранными туристами регион расширяет подготовку гидов, владеющих различными языками, и формирует новые туристические маршруты, которые включают культурные, гастрономические и деловые составляющие.
Что это значит для бизнеса с Китаем
Дальневосточный международный форум «Экспортный потенциал Приморья-2025» показал: поворот к Азии и, в первую очередь, к Китаю для региона — не декларация, а конкретные проекты и инфраструктура.
Для компаний, работающих с КНР или только планирующих выход на китайский рынок, из Владивостока прозвучали несколько практических сигналов:
- Логистика становится гибче. Новые контейнерные сервисы и маршруты через Владивосток сокращают плечо поставки в страны АТР.
- Расчёты в нацвалютах — новая норма. Бизнесу нужно выстраивать работу с юанем и альтернативными платежными каналами, параллельно решая задачи комплаенса и страхования рисков.
- Таможня ускоряется и цифровизуется. Высокая доля автоматического выпуска, электронный документооборот и проекты с китайской таможней снижают административную нагрузку, но требуют от компаний грамотной подготовки документов и владения цифровыми сервисами.
- Экспорт услуг и нишевых продуктов — перспективное направление. Мёд, продукты глубокой переработки, туризм, образование и медицина формируют новые точки роста, особенно в связке с китайским рынком.
- Кадры решают всё. Без специалистов по ВЭД, логистике, маркетингу на азиатских рынках и межкультурной коммуникации выйти на китайский рынок и закрепиться на нём будет всё сложнее. Государственные и региональные программы обучения открывают окно возможностей, которым стоит пользоваться уже сейчас.
Форум во Владивостоке стал не просто дискуссионной площадкой, а «рабочей картой» того, как Приморье собирается реализовывать свой экспортный потенциал в ближайшие годы. Для читателей «Сетевого издания „Бизнес с Китаем“» главный вывод очевиден: Дальний Восток стремительно превращается в ключевой узел для российско-китайской торговли. А значит, у бизнеса, который готов играть в долгую, появляется ещё один мощный канал выхода на рынок КНР — через Владивосток и Приморский край.
Текст, фото: Наталья Пустырева
Приморье как стратегический экспортный хаб












