Любовь и Измена

Любовь

Любовь и Измена Сердце — распространённый символ любви

Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь включает в себя ряд сильных и позитивных эмоциональных и психических состояний, от самой возвышенной добродетели и до самого простого удовольствия. Примером такого широкого диапазона значений является тот факт, что любовь матери отличается от любви супруга, которая, в свою очередь, отличается от любви к еде или любви к Родине. Любовь выступает одной из трёх главных добродетелей христианства наряду с верой и надеждой. Большое разнообразие смысловых оттенков в сочетании со сложностью самого чувства означает, что любовь является необычайно трудной для определения по сравнению с другими эмоциональными состояниями. Чаще всего любовь характеризуется как чувство сильного влечения и эмоциональной привязанности. Чувство, противоположное любви, называется ненавистью; с другой стороны, любви противопоставляется равнодушие.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья.

Древние греки различали несколько типов любви: семейную любовь («сторге»), дружескую любовь («филия»), романтическую любовь («эрос») и жертвенную любовь («агапэ»). По отношению к объекту любви говорят о любви родителей к своим детям, детей к своим родителям, между братьями и сёстрами, между мужчиной и женщиной, любви ко всем людям, любви к Богу. Любовь также может быть неразделённой или платонической.

Собственное видение любви излагали Эмпедокл, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр, В. Соловьёв, З. Фрейд и др. Значительный вклад в изучение данного феномена внёс Э. Фромм, выделивший в качестве базовых элементов, общих для всех форм любви, заботу, ответственность, уважение и понимание. Американский психолог Роберт Стернберг в контексте межличностных отношений в качестве трёх составляющих любви отметил близость, страсть и обязательства (см. Трёхкомпонентная теория любви).

Любовь как продолжительное и устойчивое чувство принято отличать от влюблённости, являющейся сильно выраженным непродолжительным эмоциональным состоянием, которое может быстро угаснуть или наоборот перерасти в настоящую любовь.

Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Этимология

Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. *luby (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и *kry «кровь», *svekry «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на *-ū-. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему, перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав. *lubъvь). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке.

Виды любви

Любовь и Измена Мать держит своего ребёнка.

  • Родительская любовь, с одной стороны, включает в себя биологические инстинкты, общие у человека с другими животными, а, с другой стороны, представляет собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры.
  • Неразделённая (безответная) любовь — ситуация, при которой один человек (субъект) испытывает романтические чувства по отношению к другому человеку (объекту), который не отвечает тем же самым. Тема неразделённой любви часто используется в произведениях искусства — поэзии, музыки, литературы.
  • Платоническая любовь — в современном значении выражения — возвышенные отношения, основанные на духовном влечении и романтической чувственности (о чувстве любви), без физического влечения.

Основы понимания любви

Ты — рядом, и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Юлия Друнина

Терминология

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.

Классификация форм любви

Любовь и Измена Элеанор Фортескью-Брикдейл «Любовь и её обманки» (около 1904).

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке:

  • «эрос» (др.-греч. ἔρως) — романтическая любовь, стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения;
  • «филия» (др.-греч. φιλία) — любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;
  • «сторге» (др.-греч. στοργή) — любовь-нежность, особенно семейная;
  • «агапэ» (др.-греч. ἀγάπη) — жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве такова любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

  • «людус» (лат. ludus) — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направленная на получение удовольствий;
  • «мания» (др.-греч. μανία) — любовь-одержимость, основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов»;
  • «прагма» (др.-греч. πράγμα) — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторге и людус — в своих смешениях дают ещё три: агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму.

Известный русский философ В. С. Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни и выделяет три её вида:

  • Любовь, которая более даёт, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) — к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создаёт отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт;
  • Любовь, которая более получает, чем даёт, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) — к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться также на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества;
  • Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) — к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.
  • Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображаются преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.

    Также Соловьёв пишет, что с точки зрения этики любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

  • Жалости, преобладающей в родительской любви;
  • Благоговения, преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;
  • Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.
  • Истоки и эволюция понятия любви

    В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения — в языческом фаллизме (ещё сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения — в христианской агапэ (греч. άγάπη).

    Любовь и Измена А. Канова. «Амур и Психея». Мрамор. 1793. Лувр, Париж.

    Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч. φιλια) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате «Пир» вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос — есть эрос познания.

    Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «Любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него , а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага».

    Любовь и Измена Ф. Б. Дикси. «Ромео и Джульетта». 1884. Городская художественная галерея. Саутгемптон.

    Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу. Тем не менее, существование Бога само по себе не являлось у них обязательной атрибутикой. И направление, вектор любви, могло иметь различные значения.

    В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. О применимости понятия любовь (amor) к Богу говорит и Фома Аквинский, у которого это не просто страсть (passio), но первое «движение воли» (motus voluntatis), так как оно подразумевает осознанность и благо. Применительно к человеку Фома различает в любви дружбу (amicitia) и вожделение (concupiscentia). Одним из следствий любви, по его мнению, является ревность (zelus). Вместе с тем, существует ещё и добродетельная любовь (caritas), под которой понимают соединение с благом. Вообще в Средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости.

    В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

    В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae). Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.

    В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство.

    В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду — иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

    Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

    В январе 2009 года учёные института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень дофамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность, и его уровень изменяется с течением времени.

    Значение любви

    Известный философ-неофрейдист Эрих Фромм считал, что человеку свойственно «стремление к межличностному единению», но считал, что этого единения можно достигать принципиально разными путями, в связи с чем использовал в своих работах слово «любовь» для обозначения конкретной формы межличностного единения, имеющей, по его мнению, «идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тысячелетий истории Запада и Востока». Именно теме такой любви посвящена часть его работ. По мнению Фромма, такая любовь является «зрелым ответом на проблему человеческого существования», в то время как другие формы межличностного единения являются разрушительными. В частности, Фромм считал примером такого разрушительного единения отношения Гитлера с народом Германии.

    Л. Н. Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал:

    В религиозно-философском мировоззрении Л. Н. Толстого, которое он основывал, в первую очередь, на евангельском учении Иисуса Христа и на Нагорной проповеди, «любовь не есть какое-либо особое чувство, это — сознание единства», а «любить — вообще значит желать делать доброе».

    Любовь в работах Фромма

    Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.

    «Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь — это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм».

    Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью.

    Любовь с точки зрения нейробиологии

    В нейробиологии, на основе изучения работы мозга влюблённых, любовь была определена как «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей» (англ. dopaminergic goal-directed motivation for pair-bonding).

    Разрешение неоднозначностей

    Измена

    В родственных проектах

    • Любовь и ИзменаЗначения в Викисловаре
    • Любовь и ИзменаЦитаты в Викицитатнике
    • Любовь и ИзменаТексты в Викитеке
    • Любовь и ИзменаМедиафайлы на Викискладе

    Изме́на — акт предательства кого- или чего-нибудь, а также акт отказа от прежних взглядов, принципов.

    • Измена (применительно к романтическим отношениям) — нарушение верности в любви или в супружестве.
      • Супружеская измена (прелюбодеяние, адюльтер) — добровольный половой акт между лицом, состоящим в браке, и лицом, не являющимся его или её супругой или супругом.
    • Государственная измена — предательство интересов своей страны, юридически является преступлением.
    • Малая измена — преступление, ранее предусмотренное английским законодательством.

    Фильмы

    • «Измена» — художественный немой фильм в жанре драмы режиссёра Ю. Винокурова (СССР, 1933).
    • «Измена» — художественный фильм в жанре драмы режиссёра Т. Сабирова (СССР, 1967).
    • «Измена» (англ. Betrayal) — художественный фильм в жанре драмы режиссёра Д. Хью Джонса (Великобритания, 1983).
    • «Измена» (англ. Breach) — художественный фильм в жанре триллера режиссёра Б. Рэя (Великобритания, 2007).
    • «Измена» — художественный фильм в жанре драмы режиссёра К. Серебренникова (Россия, 2012).

    Телесериалы

    • «Измена» — телесериал в жанре мелодрамы режиссёра А. Легчиловой (Россия, 2011).
    • «Измена» (англ. Betrayal) — телесериал в жанре мыльной оперы режиссёра Д. Забель (США, 2013—2014).

    Книги

    • «Измена Изенгарда» (англ. The Treason of Isengard) — название седьмого тома Истории Средиземья (1989).

    Разрешение неоднозначностей

    Измена

    В родственных проектах

    • Любовь и ИзменаЗначения в Викисловаре
    • Любовь и ИзменаЦитаты в Викицитатнике
    • Любовь и ИзменаТексты в Викитеке
    • Любовь и ИзменаМедиафайлы на Викискладе

    Изме́на — акт предательства кого- или чего-нибудь, а также акт отказа от прежних взглядов, принципов.

    • Измена (применительно к романтическим отношениям) — нарушение верности в любви или в супружестве.
      • Супружеская измена (прелюбодеяние, адюльтер) — добровольный половой акт между лицом, состоящим в браке, и лицом, не являющимся его или её супругой или супругом.
    • Государственная измена — предательство интересов своей страны, юридически является преступлением.
    • Малая измена — преступление, ранее предусмотренное английским законодательством.

    Фильмы

    • «Измена» — художественный немой фильм в жанре драмы режиссёра Ю. Винокурова (СССР, 1933).
    • «Измена» — художественный фильм в жанре драмы режиссёра Т. Сабирова (СССР, 1967).
    • «Измена» (англ. Betrayal) — художественный фильм в жанре драмы режиссёра Д. Хью Джонса (Великобритания, 1983).
    • «Измена» (англ. Breach) — художественный фильм в жанре триллера режиссёра Б. Рэя (Великобритания, 2007).
    • «Измена» — художественный фильм в жанре драмы режиссёра К. Серебренникова (Россия, 2012).

    Телесериалы

    • «Измена» — телесериал в жанре мелодрамы режиссёра А. Легчиловой (Россия, 2011).
    • «Измена» (англ. Betrayal) — телесериал в жанре мыльной оперы режиссёра Д. Забель (США, 2013—2014).

    Книги

    • «Измена Изенгарда» (англ. The Treason of Isengard) — название седьмого тома Истории Средиземья (1989).
    Оцените статью
    ( Пока оценок нет )
    Хочу
    Любовь и Измена
    Хочу жить по совести
    Хочу жить по совести