Top.Mail.Ru

Китайские предприниматели в Хабаровске до 1917 года 🏮

В конце XIX – начале XX века Хабаровск гудел от деловой активности. На улицах слышалась русская речь вперемежку с китайской, а прибрежные причалы встречали баржи с товарами из Поднебесной. Китайские предприниматели – от мелких лавочников до магнатов – прочно обосновались в городе до 1917 года, вписав яркую главу в его историю. Их появление было не случайно.

После подписания Айгуньского (1858) и Пекинского (1860) договоров эти земли отошли Российской империи, и уже вскоре через Амур хлынули первые переселенцы и торговцы из Маньчжурии. Хабаровка (старое название Хабаровска) только строилась, и ей остро не хватало рабочих рук и товаров первой необходимости. Китайцы вовремя уловили эту потребность 😊. Предприимчивые гости из соседней Империи Цин предлагали всё – от свежих овощей до древесины и чая – по ценам ниже, чем местные купцы, быстро завоёвывая рынок.

Китайские предприниматели в Хабаровске до 1917 года 🏮
Китайские предприниматели в Хабаровске до 1917 года 🏮 Иллюстрация сгенерирована нейросетью

Представьте широкую набережную Амура в 1910 году… По одну сторону – величественные купеческие особняки Хабаровска, по другую – бескрайние просторы, ведущие в загадочный Китай. На причале толпится пёстрая публика: русские дамы в нарядных шляпках, купцы в котелках и китайские торговцы в шёлковых халатах. В воздухе – гомон на двух языках, ароматы чая и пряностей. Мальчишка-китайчонок ловко лавирует с подносом ароматных булочек, зазывая купить свежий хлеб. Рядом русский офицер торгуется за шёлковый платок – китайский лавочник учтиво кивает и улыбается. Где-то в углу опиумной курильни затягивается томная мелодия эрху… Это игра контрастов – но именно она питала энергию старого Хабаровска, дарила чувство сопричастности и удовлетворения каждому, кто жил в то время. И хотя та эпоха осталась лишь на выцветших фотографиях, её дух предпринимательства и сотрудничества до сих пор витает над городом, вдохновляя новые поколения на дружбу и деловые подвиги.

Исторический контекст. Многие китайцы селились в Приамурье ещё до прихода сюда русских. Когда русский форпост на Амуре начал расти, китайские торговцы и рабочие потянулись за рублём. Их притягивали высокие заработки и близость границы – переплыть реку было проще простого. Уже в 1870-е ежегодно десятки, а то и сотни жителей соседнего Китая приезжали в Хабаровский край на сезонные работы. По данным полковника Глена, в 1889 году на береговой полосе близ Хабаровки постоянно проживали 109 китайцев, занимавшихся земледелием, огородничеством, сплавом леса и торговлей – в том числе пушниной – с местными народами.

Кроме того, каждый год прибывало ещё 150–200 китайских рабочих, помогавших перегонять товары по рекам для русских факторий. Эти трудолюбивые люди строили дома, рыли колодцы, прокладывали дороги. Они же возродили сельское хозяйство: в окрестностях появились китайские огороды, снабжавшие горожан свежими овощами. Хабаровск всегда славился изобилием продовольствия, и история отмечает, что одним из главных факторов этого изобилия были именно китайцы – умелые земледельцы и торговцы.

Причины и масштабы миграции. Торговля на дальневосточных рубежах России развивалась медленно, чем и воспользовались китайские купцы. Они славились гибкостью и активностью: «быстрее адаптировались под спрос, находили новых поставщиков, снижали цены и с лёгкостью переключались на рассрочки и кредиты». В конце XIX века в Приамурье китайцев проживало куда больше, чем других иностранцев. К 1910 году по оценкам их общее число на Дальнем Востоке достигло четверти миллиона – тысячи осели и в самом Хабаровске. Они селились компактно, образуя свою «китайскую слободку».

Городские власти сперва смотрели на это сквозь пальцы, но с ростом общины стали беспокоиться. Ещё в 1890-х Хабаровская городская дума обсуждала, где определить места для постоянного проживания китайцев и корейцев. В августе 1899 года было решено официально отвести им окраинные кварталы № 95 и № 97 по Поповской улице (ныне ул.Калинина), за речкой Лесопилкой. Так чиновники надеялись отделить чужестранцев от русского населения, опасаясь за «порядок и нравственность» в городе. Тем не менее китайская община продолжала расти, привлекая новых торговцев и артельщиков.

Экономическая деятельность. Китайские предприниматели до 1917 года успели охватить практически все ниши дальневосточной торговли. Взяв старт с поставок продовольствия, они расширились до импорта чая, тканей, фарфора и древесины. На хабаровских базарах китайцы торговали шелками и хлопком, сушёной рыбой и рисом, экзотическими пряностями и лекарственными травами.

Особой статьёй дохода был чай: ароматные связки кирпичного чая из провинций Фуцзянь и Хубэй шли нарасхват у местных жителей. Со временем некоторые гости из Поднебесной сами открывали в Хабаровске производственные предприятия. Появились китайские кирпичные заводики, столярные мастерские, кожевенные и даже табачные фабрики. Китайские ремесленники умели делать всё – от пошива обуви до ювелирных безделушек. Конечно, основную конкуренцию русским купцам они составляли в сфере продовольствия. Фрукты, овощи, мясо – значительную часть съестного снабжения города контролировали китайцы. Они привозили из Маньчжурии зерно и муку и пекли из них свой хлеб, конкурируя с местными пекарями.

Недаром газеты жаловались, что вся Хабаровка буквально подсела на китайские продукты: «…весь Хабаровск, без сомнения, зависит от него (Тифонтая), благодаря привозимому им из Китая хлебу», писала газета «Владивосток» в 1896 году о тогдашней ситуации. Помимо легальной торговли, некоторые китайские дельцы занялись и более сомнительными делами: держали трактиры, игорные притоны, опиумные курильни и публичные дома. Европейцы спешили осудить их за это 😠. Но любопытно, что спрос на такие развлечения был высок именно среди российских обывателей, а предприимчивые хозяева из слободки лишь удовлетворяли существующий спрос.

Китайские предприниматели в Хабаровске до 1917 года 🏮
Китайские предприниматели в Хабаровске до 1917 года 🏮 Иллюстрация сгенерирована нейросетью

Взаимодействие с русскими купцами. Отношения между китайскими и русскими торговцами были сложными – смесь сотрудничества и конкуренции. С одной стороны, многие русские предприниматели партнёрствовали с китайцами. Например, закупали у них товары оптом или нанимали китайских рабочих для заготовки древесины, охоты, извозного промысла. Без китайских рабочих не обходилось строительство железных дорог и пристаней.

Спрос на дешёвую и выносливую рабочую силу был огромен, особенно с началом Первой мировой войны, когда тысячи китайцев нанимались на русские стройки и шахты. С другой стороны, местные купцы боялись вытеснения и периодически жаловались властям на «жёлтую» конкуренцию. В газете то и дело проскакивали раздражённые заметки: мол, китайцы демпингуют цены, не платят налогов, а потому наживаются нечестно. Возникали и бытовые конфликты – от рынков до трактиров.

Тем не менее в целом город жил мирно. Русские привыкли видеть на улицах фигурки в синих халатах и косичках (китайские мужчины традиционно носили косу «биенфа»), заходить в лавчонки с иероглифическими вывесками и даже учить пару фраз на китайском для торговли. Многие китайцы учили русский и говорили на нём бегло. Постепенно некоторые перешли в православие и обзавелись русскими фамилиями. Так, фамилия известного китайского предпринимателя Цзю Фэнтая после крещения превратилась в солидное русское имя – Николай Иванович Тифонтай. Он стал живым мостом между двумя мирами – китайским и русским – и воплощением успеха иностранца в России.

История Николая Тифонтая. История китайских предпринимателей в дореволюционном Хабаровске была бы неполной без легендарного Тифонтая. Его настоящее имя – Цзи Фэнтай, он родился в 1840-х гг. в уезде Хуансянь провинции Шаньдун. Судьба занесла его в Россию ещё подростком: в 1873 году юный Цзи прибыл в Хабаровку переводчиком при группе китайских строителей. Город только отстраивался, и молодой китаец быстро понял перспективы торговли на новом месте. Он открыл скромную лавку с мастерской по выделке пушнины – продавал шапки и воротники из меха, благо навыки выделки шкур у китайцев славились на весь Амур.

Дело пошло, и предприимчивый китаец принялся расширяться. Через несколько лет он уже возил товары в Нижний Новгород на знаменитую Всероссийскую ярмарку (в 1886 году товары Цзи Фэнтая представляли Хабаровск на ярмарке). Постепенно Тифонтай и Ко превратились в целую империю. В 1899 году он построил в Хабаровске первую паровую мельницу на ул. Советской, 3 – четырёхэтажный кирпичный гигант с новейшим оборудованием. Мельница смалывала зерно, которое речные суда доставляли по Амуру и Сунгари прямиком к её причалу.

Благодаря этому проекту Тифонтай стал монополистом на хлебном рынке города. Хабаровчане покупали хлеб из муки, привезённой из Маньчжурии, и он был недорогим и качественным. Воодушевлённый успехом, предприниматель принялся за новые сферы. В 1903 году он закладывает собственный пивоваренный завод – ведь в городе полно питейных заведений и кабаков, и спрос на пиво огромный. К 1901 году энергичный купец оформляет торгово-промышленное общество «Тифонтай и Ко», официально объединившее его разнопрофильные активы.

Империя Тифонтая поражала масштабом. К 1907 году стоимость имущества этого дома достигла 7 миллионов рублей – колоссальные деньги по тем временам. Его благосостояние обеспечивало множество активов: жилые каменные дома и доходные дома в Хабаровске и Владивостоке, пароходы на Амуре, макаронная фабрика, бани, склады, ночлежные дома для рабочих, рестораны и кабаки, аптеки и лавки. Даже притоны – две опиокурильни и несколько «домов терпимости» – значились в длинном списке его собственности. Бизнес китайского купца простирался от Петербурга до Порт-Артура.

Он торговал углём, чаем, тканями, мануфактурой, поставлял продовольствие, занимался подрядом на строительство Уссурийской железной дороги и даже участвовал в возведении портовых сооружений. Полковник Глен в 1889 году докладывал: «Вся торговля оседлых и пришлых сосредоточена в руках одного китайца Тифонтая… вся сумма торговых оборотов простирается до 40 тысяч рублей». Эта фраза недвусмысленно отражает положение дел: уже в 1880-е годы Тифонтай фактически контролировал торговлю на огромной территории Приамурья.

Быт и культура. Несмотря на впечатляющие богатства, жил Николай Иванович относительно скромно. Он обустроил семейное гнёздышко в Хабаровске и даже называл этот город своим вторым домом ❤️. Его домашней речью остался китайский, но делопроизводство и общение с властью велось на безупречном русском. Тифонтай носил европейский костюм, однако долго не решался расстаться с традиционной косой – признаком верности китайской культуре. Именно эта коса однажды едва не помешала ему получить российское подданство: губернатор А.Н.Корф отказал купцу в натурализации, пока тот не «отрежет косу» и не примет православие.

Лишь в 1893 году упорный китаец всё же принял крещение (как раз тогда у него родился сын в Хабаровске) и стал полноправным подданным под именем Николай Иванович. Многие китайцы шли тем же путём: ради упрощения жизни они адаптировались, брали русские имена, женились на местных женщинах. Однако в быту они старались сохранить родные обычаи. В китайской слободе Хабаровска звучали народные песни, в воздухе пахло соевым соусом и жареным чесноком. Горожане с любопытством заглядывали в китайские харчевни, где подавали лапшу и пельмени на пару – прообразы нынешних димсамов 🥟.

Праздники поднебесной отмечались широко: особенно шумным был Китайский Новый год. Во время праздника Весны улицы слободки украшались красными фонариками, гремели хлопушки, шли ритуальные танцы львов и драконов. Местные дети прибегали поглазеть на экзотическое шоу с горящими бенгальскими огнями и бумажными драконами 🐉. Не осталась незамеченной и китайская архитектура. Среди одноэтажных домиков слободки выделялись красивые пагодообразные крыши некоторых домов и ярко раскрашенные вывески лавок.

Главное же украшение – буддийский храм (кумирня). Он стоял на склоне Артиллерийской горы, над самым Амуром, и два его резных столба были видны с реки. Местные называли эту возвышенность «Тифонтаевским утёсом» – ведь именно Николай Иванович профинансировал реконструкцию старого храма в 1887 году. В кумирню приходили помолиться и китайцы, и корейцы-буддисты. Храм был открытым для всех, и русские путешественники тоже заглядывали туда с интересом, знакомясь с культурой Востока.

Таким образом, китайская диаспора обогатила хабаровскую культуру: от кулинарии (чай, лапша, пряности) до языка (в городской речи появились слова вроде «лампа» от кит. «лампао» – фонарь, и другие заимствования), от архитектурных мотивов до новых праздников и суеверий.

Конфликты и сотрудничество. Конечно, не всё было безоблачно. Отношение широкой публики к китайцам порой было настороженным или даже враждебным. В конце XIX века по всему миру гулял призрак «жёлтой опасности», и отголоски этих страхов докатились до берегов Амура. В 1900 году, когда в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское восстание (боксёрское восстание), в Хабаровске усилились антикитайские настроения. Опасаясь шпионажа и мятежей, российские власти ввели суровые меры: часть китайского населения выдворили из приграничных городов.

По свидетельствам, даже старожилов-китайцев, живших тут поколения, заставили покинуть дома. Летом 1900-го многим пришлось переправиться через Амур обратно в Китай, спасаясь от возможной расправы. Эти трагические события слегка поубавили численность общины, но ненадолго. Уже через пару лет китайские работники и торговцы вернулись – без них экономика края буксовала.

Гораздо лучше обстояло дело с сотрудничеством. Китайские предприниматели внесли неоценимый вклад в развитие города и заслужили благодарность местных властей. Николай Тифонтай, например, стал крупным благотворителем: на его пожертвования в Хабаровске открыли приют для сирот, достроили читальный зал Николаевской публичной библиотеки и создали первый краеведческий музей. Он жертвовал деньги пострадавшим от наводнений, финансировал городские праздники. Горожане прозвали его «китаец с русской душой» за щедрость и отзывчивость.

В 1904–1905 гг., во время Русско-японской войны, Тифонтай отдал почти всё состояние на снабжение русской армии продовольствием. Он поставлял рис, сухари, мясные консервы на фронт, за что был удостоен высочайших наград – орденов Святого Станислава II и III степени. Русские солдаты вспоминали его с теплотой, а правительство по окончании войны компенсировало купцу 500 000 рублей – правда, и эта сумма покрыла не все его расходы. Получив благодарность империи, Тифонтай навсегда вписал своё имя в историю края.

Законодательные ограничения. Государственная политика в отношении китайской миграции балансировала между прагматизмом и страхом. С одной стороны, власти понимали экономическую пользу от притока трудолюбивых соседей. С другой – опасались утраты контроля над Дальним Востоком. Ещё в 1880-х гг. вводились квоты и ограничения: китайцам запрещалось селиться ближе 50 вёрст к границе без специального разрешения, им труднее было получить российское гражданство. Лишь единицы, как Тифонтай, добились натурализации – и то ценой отказа от родной веры и образа жизни.

В 1909 году в Государственную Думу внесли законопроект о мерах против «наплыва китайцев» в Приамурский край. Обсуждали введение особых налогов для иностранных торговцев, ограничения на владение недвижимостью, запрет на найм китайцев на государственные стройки. Тем не менее на практике многие запреты обходились.

Предприимчивые китайцы регистрировали фирмы на имена русских партнеров, брали в компаньоны местных жителей. Некоторые, пользуясь лазейками, въезжали под видом корейцев или японцев (которых контролировали меньше). Подделывались документы о крещении – лишь бы получить заветный статус.

В Хабаровске начала XX века ходили слухи о целых «фиктивных браках» китайцев с русскими женщинами ради прописки. Впрочем, подобные истории зачастую преувеличивались в духе городских легенд 😅. Реальность же была проще: китайская община жила по своим правилам, в меру возможностей сотрудничая с чиновниками. Когда требовалось, ее лидеры собирали деньги на городские нужды или помогали наводить порядок в своих кварталах. Периодически полиция устраивала проверки в чайных домиках и курильнях, выдворяла нарушителей. Но в целом власти смотрели на китайский бизнес сквозь прагматичные пальцы: регион-то развивался, казна получала налоги, а прилавки – товары.

Фамилии и адреса. Память о тех временах до сих пор хранит хабаровские улочки. Некоторые фамилии китайских предпринимателей стали частью городского фольклора. Помимо Тифонтая, известностью пользовался, например, Чжан Лю (Чан Лиу) – торговец, державший популярную харчевню, и которого однажды несправедливо оштрафовали по ложному доносу (конкуренты постарались). В газетах упоминались купец Ли Сунь, державший лесопилку, аптекарь по фамилии Хун, продававший снадобья из трав, и некий господин Чжоу, державший гостиницу для прибывающих рабочих.

Впрочем, архивы хранят куда больше имён – порой русифицированных. Например, фамилия Сандеев когда-то принадлежала китайцу Сан Дэ, а Ли Иванов – это сын китайца Ли, крещёного под именем Иван. Такие метаморфозы были обычны в начале XX века. Что до адресов – известно, что большая часть китайской жизни кипела в районе нынешней улицы Калинина (тогда Поповской) за речкой Лесопилкой. Там в слободе стояли десятки фанз – так называли традиционные мазанки, крытые дранкой, где жили китайские семьи.

Улица Советская тоже помнит шаги китайских купцов: дом № 8 – бывший особняк Тифонтая, красивый двухэтажный дом с арочными окнами – сохранился до сих пор и является памятником архитектуры. На Уссурийском бульваре, на склоне бывшего Тифонтаева утёса, когда-то возвышалась пагода храма – теперь на её месте другое здание, но краеведы утверждают, что фрагменты стен старой кумирни до сих пор скрыты под штукатуркой. Если пройтись по набережной Амура и прислушаться, можно почти услышать отголоски тех давних лет: звон речных баркасов, крики торгующих китайцев, шорох шёлка и аромат восточных специй, впитавшийся в кирпичные стены Старого города.

Наследие и память. Революция 1917 года и Гражданская война положили конец этому яркому периоду. Новая власть с подозрением отнеслась к иностранному капиталу. Многие китайские предприниматели покинули Хабаровск, спасаясь от разрухи и красного террора. Те, кто остался, пережили непростые времена – в 1920-е гг. шли массовые высылки «кулаков-иностранцев», закрывались китайские школы и храмы. Но вклад китайцев в развитие дореволюционного Хабаровска не забыт.

Сегодня историки по крупицам восстанавливают эту страницу: пишутся книги, открываются выставки. Российско-китайская дружба вышла на новый уровень, и обе стороны с интересом изучают общее прошлое. Китайские предприниматели до 1917 года в Хабаровске – не просто купцы из старых хроник. Это люди, которые своим трудом и талантом оставили неизгладимый след в судьбе города. Их история – о смелости начинаний, об умении жить между двух культур и о том, как бизнес может сближать народы 🤝.

Вот такая она, история о китайских предпринимателях в Хабаровске до 1917 года – живая, увлекательная и поучительная. Почувствуйте и вы этот дух времени, заглянув в прошлое – и, возможно, откроете для себя новые грани родного города 😉.

Источники:

  1. Иванов Н. «От мельницы до кабака: как жил изменивший Хабаровск китайский купец». – Habinfo.ru, 22.11.2021.
  2. «Китаец с русским сердцем». – Газета Тихоокеанская звезда, 11.06.2020.
  3. Egorov O. “Foreign merchants who had a major impact on Russia’s Far East”. – Russia Beyond, 14.07.2020.
  4. Сорокина Т.Н. «Китайская иммиграция на Дальний Восток России в конце XIX – начале XX вв.». – Перспективы, 2010.
  5. 刘绍唐 (Liu Shaotang). 《俄国远东地区的华侨 (1860–1917), 中国社会科学出版社, 1993. (Китайское исследование о хуацяо на Дальнем Востоке, на кит. языке).

Китайские предприниматели в Хабаровске до 1917 года 🏮

Бизнес с Китаем сетевое издание
Добавить комментарий